Иновещание является составной частью Чешского Радио 
25-6-2022, 19:52 UTC
Радио Прага 65 лет
  В плену идеологии

Уже сразу после войны коммунисты имели сильные позиции на Чехословацком радио. Во время февральского политического кризиса в 1948 году, который вызвала компартия, радио перешло в подчинение к коммунистам, и как мощное СМИ облегчило им захват власти. Тогдашний министр информации Вацлав Копецки за это публично поблагодарил Чехословацкое радио.

В апреле 1948 года Чехословацкое радио было национализировано. Решения, связанные с руководством и программным наполнением, принимала компартия. Летом 1948 года вещание за рубеж было объединено с политической информационной службой, чтобы была обеспечена единая политическая линия в отечественном и заграничном вещании. На программе это отразилось в том, что Радио Прага готовило две программы: одну для дружественных стран, которые шли по пути социализма, и вторую – для капиталистических стран, которые воспринимались, как враждебные. Главной целью вещания в капстраны было «парализовать сплетни о социалистической Чехословакии и привлекать симпатии слушателей к идее социализма». В то время, как целью вещания в страны советского блока было «укреплять дружеские связи между соцстранами и укреплять дружественное отношение к СССР».

В 1952 году произошла реорганизация Чехословацкого радио по советскому образцу. Вещание за рубеж стало самостоятельным отделом в составе Чехословацкого радио во главе с директором. Главными частями отдела были центральная редакция, которая готовила основные тексты на чешском языке, языковые редакции и редакция международного сотрудничества. Она готовила программы, так сказать, «на экспорт». Эти «экспортные программы», которые посылались зарубежным радиостанциям, постепенно заменили вещание в соцстраны.

Объем вещания Радио Прага в 50-х годах быстро рос. Были добавлены новые языковые версии – арабская и португальская. Если в 1949 году общая продолжительность вещания достигала 10 часов, в 1954 году это было уже 14,5 часов, а в 1960 году – уже 32 часа в сутки. В 1962 году Радио Прага по объему своего вещания достигло возможного в то время максимума – 33 часов в сутки.

Из архивных материалов следует, что в 50-х годах на Чехословацком радио было организовано так называемое «Б-вещание» на французском и английском языках. Это случилось после интервенции Компартии Чехословакии. Так она отреагировала на просьбу компартий Франции и Италии, которые хотели повлиять на общественное мнение в своих странах. Вещание велось в конспиративных условиях, его обеспечивали группы итальянских и французских коммунистов, которые были отправлены в Прагу. Итальянская программа называлась «Oggi in Italia», французская «Ce soir en France». В 60-х годах сообщения о французском «Б-вещании» исчезают. Итальянское «Б-вещание» по причинам секретности было переведено из здания Чехословацкого радио в другое место и затем в 1970 году закрыто. Параллельно с этим секретным вещанием велось регулярное вещание Радио Прага на французском и итальянском языках.

Рост корреспонденции соответствовал расширению вещания. В 1953 году было зарегистрировано 3259 писем, в 1956 году 16232 письма, в 1960 году пришло 49353 письма, а во второй половине 60-х годов их приходило около 10 тысяч ежегодно.

Расширение вещания сопровождала и модернизация передатчиков. Уже в 1949 году в Велких Костоланех, в Западной Словакии, была построена станция, на которой был установлен коротковолновый передатчик. В 1955 году в Литомышли, в Восточной Чехии, была открыта передающая станция с двумя коротковолновыми передатчиками мощностью 100 киловатт и средневолновым передатчиком мощностью 300 киловатт. Этот передатчик, который работал на частоте 1287 килогерц, служил для вещания за границу до 1990 года.

В 1956 году начал работать передатчик в Римавске Соботе, в Восточной Словакии. Интересно, что в период реконструкции этого центра в 1979-1982 годах были вновь введены в эксплуатацию коротковолновые передатчики в Подебрадах, те самые, которые стояли у рождения Радио Прага.

В 1960 году Чехословацкое радио подчинялось непосредственно ЦК Компартии, из-за чего влияние коммунистической идеологии было усилено еще больше. Для иллюстрации приведем программные доминанты зарубежного вещания в 1962 году: кампания к 20-й годовщине уничтожения Лидиц, анкета «Как бы выглядел мир, если бы победил Гитлер», анкета «Мое знакомство с колониализмом», «Кубинский кризис и советская мирная политика». Ведущую роль Компартии подтвердил и Закон о Чехословацком радио 1964 года.

Свидетельство «Клуба мониторов Радио Прага» В 60-е годы редакция международного сотрудничества, которая производила «программы на экспорт», переживала огромный расцвет. Программы предназначались для слушателей из развивающихся стран, где в 60-е годы шел бой за освобождение и независимость. Например, в 1967 году было сделано более 1333 часов таких программ в десяти языковых версиях. Из них 997 программ было отправлено в развивающиеся страны (Африка, Азия, Латинская Америка), 202 часа в соцстраны (СССР, Болгария), 134 часа в капстраны (США, Австралия, Кипр, Португалия).

Подобный политический подтекст можно заметить и в открытии «Клубов слушателей Радио Прага». Эти клубы возникали в 60-е годы в первую очередь в африканских, азиатских, латино-американских странах, (первый клуб возник в 1960 году на Кубе). Радио Прага возникновение клубов поддерживало, предоставляло им время в эфире, проводило для них конкурсы. В 60-е и 70-е годы существовало более 600 таких клубов по всему миру. Об активности Радио Прага говорит и то, что в это время за границу высылалось более 200 тысяч посылок с пропагандистскими материалами ежегодно.

В 1963 году был заложен так называемый «Клуб мониторов Радио Прага». Его членами были DХ-слушатели, которые предоставляли Радио Прага рапорты о приеме. Радио Прага со времени своего возникновения рассылало QSL-карточки, а с конца 50-х лет для DX-истов выходила в эфир специальная передача. Целью «Клуба мониторов» было проверять качество сигнала и условия приема в различных частях мира и приспосабливать для этого технические средства радиовещания. Для членства в «Клубе мониторов» слушатели должны были составить и выслать определенное количество рапортов о приеме. За дальнейшие рапорта члены клуба получали ежегодно грамоты. «Клуб мониторов Радио Прага», который насчитывал несколько тысяч членов, распался в начале 90-х годов.

Нарастание объема вещания в конце 50-х и в 60-х годах, когда эфирное время большинства программ было увеличено с 15 до 30, а в некоторых случаях и до 60 минут, не было изменением лишь количественным. Обогащенным стало содержание передач: добавились новые репортажные рубрики, передачи по письмам, конкурсы, передачи для DX-истов, песни по просьбам слушателей, больше использовалось интервью, репортажей. Некоторые рубрики с того времени сохранились до сих пор: «Mailbag» (английская редакция) или «Courrier des auditeurs» (французская редакция).

В 1965 году на Радио Прага произошла реорганизация, в результате которой все отделы были объединены в три новых отдела: редакции вещания на капстраны, редакции вещания на соцстраны и центральная редакция. В ней были сосредоточены отделения, которые обеспечивали центральную подготовку программ, (новости, комментарии) на чешском языке. Эти материалы потом переводились на отдельные языки и составляли главное содержание программ. Наряду с этими, «обязательными» программами, языковые редакции имели ограниченный простор для собственных программ, особенно в рубриках.


[Содержание]   [Следующая глава]